04.03.2021 С наступающим 8 Марта! подробнее
02.02.2021 компания NSK будет предоставлять комплексные… подробнее

Вернуться к списку статей

Смазки для подшипников: как выбрать? 08.07.2019

Смазки для подшипников: как выбрать?

Смазка в подшипнике выполняет важную функцию – помогает защитить подшипник от различных неблагоприятных факторов, таких как перегрев, коррозия, а также позволяет снизить износ и, в целом, обеспечивает правильную и долговечную работу подшипника. Однако неправильно подобранная смазка, а также неправильно нанесенная не только не сможет защитить подшипник, но в некоторых случаях способна ухудшить его работу.

В этой статье мы постараемся разобраться, какие бывают смазки и как правильно подобрать необходимую в зависимости от условий эксплуатации подшипников.

Смазки для подшипников бывают пластичными, твердыми, жидкими (масла) и в виде газа.

Пластичные смазки
Самые распространенные и в некотором смысле универсальные смазки, так как подходят практически для всех условий эксплуатации. Имеют консистенцию мази, поэтому хорошо удерживаются внутри подшипников, «запечатывая» смазываемые узлы. Пластичные смазки состоят из базового масла (синтетическое, полусинтетическое или минеральное), загустителя (именно загуститель помогает смазке в состоянии покоя не растекаться, а при эксплуатации, наоборот, вести себя как жидкость) и вспомогательных компонентов.
Пластичные смазки используют в подшипниках, которые подвергаются ударным нагрузкам, или эксплуатируются в условиях высоких, средних и низких скоростей. Пластичные смазки имеют разную степень вязкости, которая варьируется от очень вязкой до мыльнообразной. Чем больше вязкость, тем плотнее смазка будет находиться внутри подшипника. Однако необходимо учитывать, что слишком большая вязкость не даст смазке свободно попасть в зону трения.

Существует множество видов пластичных смазок. В зависимости от условий эксплуатации подшипников выделяют следующие виды пластичных смазок:
- Морозостойкие
- Высокотемпературные
- Для высоких скоростей
- Для экстремальных нагрузок
- Устойчивые к агрессивным средам
- Для эксплуатации в пищевой промышленности
- Шумоподавляющие
- Универсальные

Важно:
Пластичные смазки необходимо закладывать так, чтобы были покрыты все рабочие поверхности подшипника (ролики, шарики, дорожки качения, сепаратор). Низкоскоростные подшипники необходимо заполнять смазкой полностью, а высокоскоростные – только на четверть. При средних скоростях смазка должна занимать треть объема.

Масла
Это жидкие смазки, которые подходят для использования при высоких скоростях и высоких температурах, т.к. предотвращают перегрев подшипника. По составу масла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными.
Минеральные масла – это продукты нефтепереработки с добавлением различных присадок. Синтетические и полусинтетические масла, в отличие от минеральных, изготавливаются из различных полимеров с добавлением кислот или других компонентов. Разнообразный синтетический состав таких смазок позволяет использовать их во многих условиях эксплуатации. Кроме того, синтетические смазки не подвержены изменению вязкости и не теряют своих свойств при использовании в агрессивной среде.
Несмотря на то, что масляные смазки – жидкие, они имеют разную вязкость – от очень жидкой до очень густой. Однако следует помнить, что вязкость масляной смазки – величина не постоянная и изменяется от условий эксплуатации подшипника.

В зависимости от условий эксплуатации подшипника, выделяют следующие виды масел:
- Терморегулирующие
- Барьерные
- Защитные
- Фрикционные (снижают силу трения)

Твердые смазки
Твердые смазки имеют довольно узкую область применения. Их используют только для подшипников скольжения для того, чтобы снизить трение и сократить износ. Твердые смазки при нанесении образуют тонкий сухой слой. В основном такие смазки используются в металлургии и машиностроении, а также в нестандартных условиях, например, в вакууме или при воздействии радиации.
Твердые смазки изготавливают из графита, тефлона, молибдена, а также из некоторых металлов, например, из цинка и меди. В зависимости от того, из какого материала изготовлена твердая смазка, зависят и ее характеристики. Например, твердые смазки из графита хороши в условиях сверхвысоких температур (до +2000С), а смазки из дисульфида молибдена используют в условиях вакуума.

Газы
Как и твердые смазки, газовые имеют довольно узкую область применения. В основном такие смазки используют на сверхточных производствах, в оборудовании для ядерных установок, в турбокомпрессорах, различных турбинах. Газовые смазки – это в основном азот, хладон, неон, водород.

Газовые смазки делятся на три вида:
- Газодинамические
- Газостатические
- Газостатодинамические или гибридные
Газодинамическая смазка давлением отделяет движущиеся элементы друг от друга. Применяется в высокоскоростных или малонагруженных узлах.
Газостатическая смазка, наоборот, разделяет элементы, которые находятся в покое или в относительном движении. Применяется в ультразвуковых установках, центрифугах и т.п.
Газостатодинамическая смазка считается универсальной газовой смазкой.

Свойства смазок
Не зависимо от того, к какому типу относится смазка, ее эксплуатационные характеристики во многом будут зависеть от таких факторов как термостойкость, морозостойкость, механическая стабильность (поведение смазки после деформации), водостойкость, адгезия (способность смазки удерживаться на различных поверхностях), а так же от того, обладает ли смазка противозадирными, антикоррозионными и противоизносными свойствами. На все эти факторы необходимо обращать внимание при выборе смазки.

-

-

-

-