Вернуться к списку статей
10.03.2023
Поиск и устранение неисправностей в работе подшипников
Любой подшипник рано или поздно выходит из строя. Однако если это случилось раньше заявленного срока, стоит выяснить, по какой причине произошел преждевременный износ.
Преждевременное отслаивание
Напряжение между дорожкой качения подшипника и поверхностью элемента качения приводит к возникновению усталостных трещин, которые со временем увеличиваются и распространяются по всему подшипнику.
Причины:
- чрезмерная нагрузка
- отклонение или смещение вала
- недостаточная параллельность внутреннего и наружного колец
- недостаточная смазка или ее загрязнение
- коррозия, истирание и проч., вызванное попаданием пыли, грязи, инородных частиц
Что делать, чтобы не допустить:
- отрегулировать зазор (как правило, в сторону увеличения)
- отцентровать вал относительно корпуса подшипника
- удалить и не допускать загрязнений
- проверить количество и чистоту смазки, а также ее тип (убедиться, что выбранный тип смазки подходит для конкретных задач)
Заклинивание
Как правило, заклинивание происходит из-за чрезмерного нагрева подшипника. Происходит обесцвечивание, размягчение и расслаивание дорожки качения и элемента качения.
Причины:
- потеря зазора
- превышение допустимых скоростей
- недостаточная смазка или неправильно подобранный тип смазки
Что делать, чтобы не допустить:
- отрегулировать посадку и зазор
- убедиться, что выбранный тип подшипника соответствует выполнению поставленных задач
- обеспечить достаточное количество смазки, подобрав правильный тип смазки
Разрушение
Это трещины и разрывы на внутреннем и/или наружном кольце подшипника или на элементе качения.
Причины:
- посадка с чрезмерным натягом
- седло подшипника имеет больший радиус угла, чем подшипник
- слишком большой зазор во время работы подшипника
- слишком сильная ударная нагрузка
Что делать, чтобы не допустить:
- проверить точность посадки
- сделать радиус угла вала меньше радиуса угла подшипника
- проверить зазор и сделать его оптимальным
- не допускать чрезмерных ударных нагрузок
Бринеллирование (углубление)
Появление небольших вмятин (углублений) на дорожках качения и элементах качения подшипника.
Причины:
- неправильный монтаж (с применением ударных нагрузок)
- повреждение подшипника до начала эксплуатации (например, падение подшипника)
- загрязнение смазки
- чрезмерные нагрузки, приложенные к подшипнику, до начала монтажа
Что делать, чтобы не допустить:
- бережно обращаться с подшипником до начала его эксплуатации
- устанавливать подшипник только на очищенный вал и корпус
- обеспечить достаточное количество смазки, а также не допускать ее загрязнений
Абразивное истирание
Тусклый цвет поверхности сборочного узла, или, напротив, зеркальный блеск говорит о том, что подшипник подвергался абразивному истиранию.
Причины:
- вибрация, приложенная к неподвижному подшипнику (например, во время транспортировки)
- колебания с малой амплитудой
- уменьшение натяга, произошедшее под нагрузкой и как следствие – скольжение во время работы
Что делать, чтобы не допустить:
- обеспечить бережную транспортировку (как вариант – выполнить посадку вала и корпуса во время транспортировки)
- использовать масло для смазки
- увеличить натяг
Образование задиров
Соприкосновение двух металлических поверхностей приводит к образованию на них шероховатостей - задиров.
Причины:
- неправильная или недостаточная смазка
- загрязнение смазки
- отклонение или смещение вала, а также чрезмерная осевая нагрузка
- резкое увеличение скорости во время старта
Что делать, чтобы не допустить:
- обеспечить достаточное количество смазки, а также убедиться в правильном выборе типа смазки
- не допускать загрязнений смазки
- устранить погрешности монтажа
- обеспечить плавное ускорение подшипника после старта