Вернуться к списку статей
11.03.2021
Подшипник качения: что важно знать?
Все подшипники делятся на две большие группы: подшипники качения и подшипники скольжения. Подшипник скольжения – это корпус, который имеет цилиндрическое отверстие с вкладышем или втулкой из антифрикционного материала, а также смазывающее устройство. У подшипника скольжения между валом и отверстием втулки есть зазор, который заполняется смазкой, что и позволяет свободно вращаться валу. <br>
У подшипника качения другая конструкция. Он состоит из двух колец, тел качения различной формы, а также сепаратора (но не обязательно), который отделяет тела качения друг от друга. Кроме того, на внутренней поверхности наружного кольца есть «дорожки», по которым катятся тела качения во время работы подшипника.<br>
Подшипники качения применяются чаще, т.к. имеют меньшее сопротивление и силу трения по сравнению с подшипниками скольжения. <br>
<br>
<b>КАКИЕ БЫВАЮТ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ</b><br>
<br>
Подшипники качения разделяются на подвиды, каждый из которых отличается по типу, назначению, области применения, размером внутреннего и внешнего кольца, диаметром отверстия и внутренних шариков. <br>
<br>
<b>По форме элементов:</b><br>
- Шариковые<br>
-Роликовые<br>
<br>
<b>По числу рядов:</b><br>
- Однорядные <br>
-Двухрядные<br>
- Многорядные<br>
<br>
<b>По форме тел качения:</b><br>
- Цилиндрические<br>
- Игольчатые<br>
- Конические<br>
- Сферические<br>
- Комбинированные<br>
<br>
<b>По способу восприятия нагрузки:</b><br>
- Радиальные <br>
- Упорные<br>
- Радиально-упорные<br>
<br>
Также подшипники качения бывают закрытыми и открытыми. У закрытых подшипников есть защитные крышки. Такие подшипники практически не требуют обслуживания (замены смазки). Чаще всего закрытые подшипники используются в пыльных или загрязненных производствах. Открытые подшипники чувствительны к попаданию инородных тел или веществ, которые могут привести к тому, что подшипник быстро выйдет из строя. <br>
<br>
<b>ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ</b><br>
<br>
Поскольку подшипники качения имеют малое трение между деталями, то, соответственно, они меньше нагреваются по сравнению с подшипниками скольжения. Подшипники качения не требуют особых смазок – достаточно стандартных, подобранных в соответствии с эксплуатационными условиями. Кроме того, обычно смазка, которая была заложена производителем на заводе в специальное защищенное пространство подшипника, способна работать без замены на протяжении всего срока эксплуатации подшипника. В подшипниках же скольжения такой сценарий невозможен. Дело в том, что из-за конструктивных особенностей, смазка должна подаваться в зону трения под давлением, т.к. необходим зазор, обеспечивающий отсутствие прямого контакта между поверхностями. Это сильно усложняет всю конструкцию: необходима емкость для хранения и слива жидкости, система подачи, насос и привод. <br>
Подшипники качения могут использоваться в широком температурном режиме, хорошо переносят как сильные отрицательные температуры, так и экстремально низкие. Кроме того, подшипники качения имеют небольшие размеры в направлении оси. Также такие подшипники, как правило, разборные и взаимозаменяют друг друга. <br>
<br>
<b>НЕДОСТАТКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ</b><br>
Подшипники качения плохо переносят погрешности при установке вала. Также они имеют довольно большие габариты в радиальном направлении, а значит их довольно проблематично установить на агрегатах небольших размеров. Как правило, при работе подшипник качения довольно сильно шумит. Если подшипник качения систематически работает при повышенных нагрузках, то его срок эксплуатации значительно сокращается.