Вернуться к списку статей
10.07.2020
Почему ваш подшипник вышел из строя?
Или причины дефектов подшипников
Когда подшипник выходит из строя, недостаточно просто взять и заменить его на новый. Необходимо установить причину повреждения. Особенно это важно, если подшипник испортился гораздо раньше заявленного эксплуатационного срока. В противном случае, подшипники будут приходить в негодность снова и снова, что повлечет за собой дополнительные необоснованные траты.
Самостоятельно определить причину выхода из строя подшипника, а также оценить его дальнейшую пригодность, несложно. Стоит обратить внимание на несколько параметров, которые подскажут, что не так с подшипником, и что стало причиной его неисправности.
ВРЕМЯ
Для начала необходимо определить, в какой момент подшипник вышел из строя.
Например, если сразу после периодической разборки или замены смазки, то, скорее всего, причиной неисправности подшипника стала неправильно подобранная смазка, ее избыточное количество или наоборот – недостаток, а также загрязнение смазки. Если подшипник вышел из строя сразу после его установки, это может указывать также и на то, что подшипник был изначально подобран неправильно и не справился с возложенной эксплуатационной нагрузкой. Возможно, материалы, из которых был выполнен подшипник оказались некачественными или же не подходящими для тех задач, которые должны выполняться этим подшипником. Так же причиной выхода из строя подшипника могла стать его неправильная установка.
ЗВУК
Звук, который издает агрегат с установленным в нем подшипником, также может многое рассказать о повреждениях подшипника.
Если при эксплуатации можно услышать низкий металлический звук, то это указывает на вмятины на дорожке качения. Высокий металлический звук – на потерю зазора или недостаточность смазки. Неравномерный звук говорит об изменении зазора, загрязнении смазки или ее несоответствии, а также о дефектах на поверхности элемента качения.
ТЕМПЕРАТУРА
Аномальное повышение температуры (перегрев) говорит о потери зазора, проскальзывании, недостаточном или избыточном количестве смазки, а также о чрезмерной нагрузке на подшипник.
НЕУСТОЙЧИВАЯ РАБОТА
Как правило, неустойчивая работа подшипника указывает на то, что дорожка качения или элемент качения поврежден посторонними примесями. Также это может быть признаком неправильно подобранной смазки или ее недостаточности.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР
Дефекты подшипника, которые видны непосредственно при визуальном осмотре могут многое «рассказать» о том, что стало причиной его неисправности. Необходимо лишь правильно их «прочитать».
Итак,
отслаивание или
трещины на поверхности подшипника указывают на то, что подшипник эксплуатировался при чрезмерной осевой нагрузке. Смещение или отклонение вала, недостаточная параллельность внутреннего и наружного колец также может привести к отслаиванию или трещинам. Недостаточная смазка, коррозия, зазубрины, истирание из-за грязи – также могут привести к отслаиванию или трещинам.
Заклинивание. Как правило, подшипник заклинивает под воздействием перегрева, расплавления или размягчения дорожки качения или элемента качения. Причин перегрева может быть несколько. Это и потеря зазора, и недостаточная или неправильная смазка, и, конечно же, эксплуатация на повышенных (предельных) скоростях и/или нагрузках (при повышенной нагрузке увеличивается сила трения, которая приводит к росту температуры).
Разрушение. Если вы заметили разрывы или трещины на внутреннем или наружном кольце или элементе качения, то причиной этого могла послужить посадка с чрезмерным натягом, избыточный зазор во время эксплуатации или избыточная ударная нагрузка.
Углубление. Если на дорожках или элементах качения появились углубления, похожие на кожуру груши, то причиной таких повреждений могли стать ударные нагрузки при монтаже, удары при падении подшипника, загрязнение, нагрузка, приложенная к неподвижному подшипнику, превышающая статическую грузоподъемность.
Истирание. Если вы увидели на пригоночной поверхности подшипника частицы красного цвета, то это один из признаков износа поверхности подшипника – истирания. Этому могло послужить несколько причин. В частности, вибрация, колебания с малой амплитудой, зазор на посадочной поверхности, небольшое скольжение во время работы в результате уменьшения натяга под нагрузкой.
Образование задиров. Когда происходит контакт металла с металлом дорожек качения подшипника, опорной поверхности фланца, элемента качения и сепаратора из-за разрушения масляной пленки, образуются задиры. К этому приводит неправильная смазка, загрязнение посторонними примесями, отклонение или смещение вала, чрезмерная осевая нагрузка, резкое увеличение скорости во время старта.
Размазывание. Если из-за разрушения масляной пленки происходит контакт металла с металлом или же происходит движение со скольжением между наружным/внутренним кольцом и элементом качения, то это приводит к размазыванию. Причин размазывания несколько: чрезмерная осевая нагрузка, смещение подшипника, недостаточная мазка, истирание, вызванное посторонними примесями, ускорение во время старта.
Чрезмерный износ опорной поверхности фланца, элемента качения и сепаратора происходит, как правило, из-за посторонних примесей и коррозии, действующих как притирающие добавки. Так же из-за недостаточной или неправильной смазки.
Появление ржавчины или
коррозии на поверхности кольца подшипника и элемента качения происходит от неправильного хранения или неправильной или ненадлежащей обработки подшипника противокоррозионными средствами, эксплуатации во влажной или агрессивной среде.
Проскальзывание приводит к появлению истирания, износа, скольжению и обесцвечиванию посадочной поверхности. Обычно, это становится следствием недостаточного натяга, недостаточно затянутой втулки, недостаточного давления на поверхность из-за низкой жесткости и неточности вала или корпуса.