Вернуться к списку статей
11.08.2021
Особенности подшипниковых узлов
<p>
Подшипниковый узел – это элемент конструкции, объединяющий один или два подшипника и корпус подшипника. Корпус может состоять из нескольких частей, которые устанавливаются непосредственно на вал или присоединяются при помощи закрепительной втулки. Также в такой конструкции есть уплотнительная система, которая защищает подшипник при работе от различных загрязнений или повреждений. Часто подшипниковый узел оснащен устройством для смазки подшипника во время эксплуатации.
</p>
<p>
Самыми распространёнными подшипниковыми узлами являются разъемные стационарные корпуса, цельные стационарные корпуса, фланцевые корпуса, натяжные корпуса.
</p>
<p>
Обычно для опоры вращающейся детали механизма требуются два подшипника, один из которых является фиксирующим, а второй- плавающим. В некоторых случаях оба подшипника отвечают за осевую фиксацию вала. Это называется регулируемым или взаимнозависимым расположением подшипников.
</p>
<p>
Фиксирующий подшипник обычно располагается на стороне привода машины, поддерживает вал в радиальном направлении и удерживает его от перемещения в осевом направлении в обе стороны. Поэтому положение такого подшипника должно быть зафиксировано как на валу, так и в корпусе.
</p>
<p>
<b>Типы фиксирующих подшипников:</b>
</p>
<p>
- радиальные шарикоподшипники
</p>
<p>
- самоустанавливающиеся шарикоподшипники
</p>
<p>
- двухрядные сферические роликоподшипники
</p>
<p>
- двухрядные или спаренные однорядные радиально-упорные шарикоподшипники
</p>
<p>
- спаренные конические роликоподшипники
</p>
<p>
- цилиндрические роликоподшипники
</p>
<p>
Также могут использоваться сочетания радиального подшипника, который воспринимает только радиальную нагрузку, и подшипника, который воспринимает осевую нагрузку, например, цилиндрический роликоподшипник и шарикоподшипник с четырёхточечным контактом.
</p>
<p>
Плавающий подшипник обеспечивает только радиальную опору и, при необходимости, компенсирует осевое смещение вала относительно корпуса, обусловленное тепловым расширением. Некоторые подшипники компенсируют осевое смещение внутри подшипника.
</p>
<p>
</p>
<p>
<b>Плавающие подшипники бывают: </b>
</p>
<b> </b>
<p>
- тороидальные роликоподшипники CARB (новый тип радиальных роликоподшипников, впервые разработанный в 19995 году компанией SKF. Его конструкция объединяет в себе возможности сферического роликоподшипника самоустанавливаться со способностью цилиндрического роликоподшипника компенсировать осевые перемещения).
</p>
<p>
- цилиндрические роликоподшипники с бортами только на одном кольце
</p>
<p>
</p>
<p>
Для других плавающих подшипников осевое смещение имеет место между одним из колец подшипника и его посадочным местом, обычно между наружным кольцом и посадочным отверстием в корпусе.
</p>
<p>
</p>
<p>
<b>Типы плавающих подшипников: </b>
</p>
<b> </b>
<p>
- радиальные шарикоподшипники
</p>
<p>
- самоустанавливающиеся шарикоподшипники
</p>
<p>
- сферические двухрядные роликоподшипники
</p>
<p>
</p>
<p>
<b>Регулируемые подшипниковые узлы </b>
</p>
<b> </b>
<p>
</p>
<p>
В регулируемой компоновке вал фиксируется по оси в одном направлении с помощью одного подшипника, а в другом направлении - с помощью другого подшипника. Эта компоновка, которая также называется узлом с перекрёстной фиксацией, в основном используется для коротких валов с малым тепловым удлинением. Все типы радиальных шарико- и роликоподшипников, которые воспринимают осевые нагрузки как минимум в одном направлении, подходят для перекрёстной фиксации подшипников, включая:
</p>
<p>
- радиальные шарикоподшипники
</p>
<p>
- радиально-упорные шарикоподшипники
</p>
<p>
- конические роликоподшипники
</p>