19.04.2024 Режим работы в Майские праздники 2024 подробнее
17.04.2024 Компания Schaeffler разработала новые… подробнее
Москва
info@sfera-2v.ru

Вернуться к списку статей

Как правильно смазать подшипник 28.10.2021

Как правильно смазать подшипник

Смазка играет большую роль в «продолжительности жизни» подшипника. Важно не только своевременно смазывать подшипник, но и правильно выбрать смазку, а также правильно ее наносить. Не соблюдение даже одного пункта может пагубным образом сказаться на работе не только самого подшипника, но и всего узла. 

На подшипник отрицательно влияет как недостаточное, так и избыточное количество смазки. В обоих случаях результат может быть одинаков: преждевременный выход подшипника из строя и дорогостоящий простой оборудования. 

В трети случаев отказ подшипников вызван именно неправильным смазыванием. 

Под неправильным смазыванием обычно подразумевают также: 

- неправильный выбор смазочных материалов 

- недостаточное смазывание 

- избыточное смазывание 

- несоответствующие интервалы замены смазки 

- непопадание смазочного материала в подшипник из-за плохой конструкции подшипникового узла, неверной сборки машины или засорения трубопровода 

Если сюда добавить отказы подшипников, вызванные загрязнёнными смазочными материалами, то процент отказов по вине смазки может увеличиться до 50%. 

Эффективное и правильное смазывание способствует значительному снижению случаев преждевременных отказов подшипников и простоев оборудования. 

Очень важно подобрать смазочный материал для конкретных условий эксплуатации, а также определить метод подачи смазки, установки и техобслуживания смазочного оборудования. При выборе между пластичной смазкой и маслом нужно принимать во внимание множество факторов.  

Пластичная смазка — самый распространённый смазочный материал для подшипников качения, поскольку она обладает рядом преимуществ перед смазыванием маслом и обычно является более выгодным решением. Менее 20 % всех подшипников качения смазываются маслом. 

В случае экстремальных температур, например, в нагревательных печах и сушилках, высокие температуры могут привести к расплавлению или испарению обычных смазочных материалов. Для таких тяжёлых условий работы предусмотрены сухие варианты смазок.

 

Смазывание пластичной смазкой

Пластичную смазку можно представить как «густое масло». Смазка подшипников качения обычно представляет собой мельчайшие капли базового масла, равномерно распределённые в загустителе с присадками. Изменяя пропорции этих ингредиентов, возможно получить несколько различных смазок для различного применения. 

Основа пластичной смазки – базовое масло, объем которого составляет от 70 до 95%. Также в пластичной смазке содержится от 5 до 30 % загустителя, который удерживает масло и присадки, обеспечивая функциональность смазки. Загуститель также служит связывающей основой для смазки, обеспечивая её удержание в полости подшипника. 

Существуют различные загустители, каждый из которых обладает определёнными преимуществами в тех или иных условиях работы.
В качестве загустителей используются металлические мыла или другие неорганические вещества. 

Химические вещества, известные как присадки, добавляются к пластичной смазке для достижения или улучшения определённых эксплуатационных характеристик. 

 

Принцип работы пластичной смазки в подшипнике 

Загуститель в смазке работает в качестве связующего вещества для базового масла и ведёт себя как наполненная водой̆ губка. Если мокрую губку немного сжать, выделится небольшое количество воды. Если к губке приложить большее давление, выделится большее количество воды. 

Подобным образом ведёт себя загуститель, который̆ под нагрузкой̆ выделяет базовое масло. Этот эффект известен под названием маслоотделение. После снятия нагрузки загуститель обычно снова абсорбирует базовое масло. 

 

 Пластичные смазки и условия эксплуатации подшипников 

В технических характеристиках смазки содержится информация о подходящих условиях эксплуатации подшипника относительно: 

- температуры

- скорости

- нагрузки

Тем не менее, эти описания ограничиваются общими определениями, такими как «низкий» или «очень высокий», и требуют интерпретации. 

 

Температура 

Рабочая температура подшипника измеряется как можно ближе к наружному кольцу подшипника и на нее оказывает влияние внешняя температура. Измеренная рабочая температура свыше 100 C обычно считается «высокой». 

 

Скорость 

Указываемая в технических характеристиках смазки рабочая скорость связана с параметром быстроходности подшипника. Величина параметра быстроходности позволяет сравнить скоростные характеристики подшипников. 

Нагрузка 

Оценка степени нагруженности подшипника основана на соотношении между динамической грузоподъёмностью - С подшипника и эквивалентной нагрузкой - P (нагрузкой, которой подвергается подшипник). Поэтому: 

- чем меньше эквивалентная нагрузка P, тем больше отношение C/P и меньше нагружен подшипник.

- чем больше эквивалентная нагрузка P, тем меньше отношение C/P и больше нагружен подшипник.

 

Выбор подходящей пластичной смазки 

Все принятые меры для продления срока службы подшипника сводятся к нулю, если выбрана неподходящая смазка. Поэтому выбор правильной смазки критически важен для успешной работы машины. Смазка на основе минерального масла и литиевого загустителя подходит для большинства случаев применения. Однако следует учитывать все влияющие факторы, которые описаны ниже. 

Перед выбором смазки соберите всю соответствующую информацию: 

-  область применения 

-  тип и габаритные размеры подшипника

-  нагрузка на подшипник 

-  рабочая и окружающая температура

-  частота вращения 

-  ориентация вала 

-  внешние факторы, например, вибрация, давление 

-  сведения о загрязнении 

 

Прежде чем выбрать пластичную смазку или изменить тип смазки, обратитесь к документации производителя. Не все смазки совместимы друг с другом, и в машине могут быть использованы материалы, несовместимые с некоторыми присадками к смазочному материалу. 

Большинство открытых подшипников качения поставляются без смазки. Однако на них имеется антикоррозионное покрытие. Как правило, такие покрытия совместимы с большинством смазочных материалов и присадок и не требует удаления перед первичным смазыванием. Подшипники с защитной шайбой или уплотнённые с двух сторон смазываются на заводе-изготовителе, и их не надо дополнительно смазывать при монтаже. 

 

Правильное количество смазки

В общем случае подшипники, смонтированные в корпусах, следует полностью заполнять смазкой перед запуском. 

Свободное пространство в корпусе следует частично (на 30-50%) заполнять смазкой. Некоторые производители рекомендует заполнять смазкой 90 % свободного пространства в корпусе, если подшипники работают с низкой частотой вращения без вибрации и хорошо защищены от загрязнения.

В случае внешней среды с высоким уровнем загрязнения, можно заполнять корпус полностью или использовать уплотнённые подшипники. Возможен и тройной уровень защиты, когда используется внешнее уплотнение корпуса, смазка в корпусе и уплотнение подшипника для защиты подшипника даже от мельчайших загрязняющих частиц. 

При установке лабиринтных уплотнений радиальные или осевые зазоры в них следует полностью заполнять смазкой. 

Манжетные уплотнения с двумя кромками и уплотнения с контактной вспомогательной кромкой также полностью заполняются смазкой, поскольку сама смазка не только служит уплотнением, но и уменьшает температуру сопряжённой поверхности под кромкой.

 

 Прецизионные подшипники 

Прецизионные подшипники обычно смазываются небольшим количеством смазки. Для шпинделей металлорежущих станков, которые в основном работают на высоких или очень высоких скоростях, необходимо заполнять смазкой менее 30% свободного пространства в подшипнике. Большинство таких подшипников заполняется на 10 - 15% свободного пространства. 

 

Неразборные подшипники 

Неразборные подшипники, например, радиально-упорные шарикоподшипники и радиальные подшипники, желательно заполнять смазкой после монтажа с обеих сторон. 

В самоустанавливающихся шарикоподшипниках, сферических роликоподшипниках и тороидальных роликоподшипниках можно вывернуть одно кольцо относительно другого для упрощения процедуры смазывания. Затем подшипник нужно провернуть несколько раз, чтобы равномерно распределить смазку. 

Смазывание подшипников перед монтажом (пластичной смазкой)

Открытые подшипники, если отсутствует возможность выполнить смазывание после монтажа, необходимо смазывать перед монтажом следующим образом: 

1)   Поместите подшипник на чистый пластиковый лист. 

2)   Закрепите крупногабаритные подшипники клином или используйте V-образный блок, чтобы удерживать подшипник на месте. 

3)   Заполните свободное пространство с обеих сторон между телами качения и сепаратором смазкой с помощью смазочного шприца. В самоустанавливающемся подшипнике выверните одно из колец подшипника, открыв тела качения, а затем закладывайте смазку. 

4)   Если подшипник невозможно смонтировать немедленно, заверните его в герметичную упаковку для защиты от загрязнений. 


Контакты Сравнение Корзина Избранное ЛК

-

-

-

-